Skip to content

Культура Страха

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. Лотманом [2 Лотман Ю. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. . : , ; ..

Культура стыда и чести

Исторические изменения в соотношении постыдного и внестыдного показаны на примере разных антропологических типов. Соловьев утверждал, что самоочевидность переживания стыда глубже самоочевидности картезианского мышления: Человек правильно видит себя только в минуты стыда - эту мысль высказывает К. Льюис уже в ХХ веке [

Анализ регулятивов стыда, страха, вины предприняли Ю.М. Лотман, Противоположность культуры стыда и культуры вины стала.

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера. Сознаю, что эти термины еще сами нуждаются в объяснении, что они, вероятно, 49 внове для большинства классических ученых и что они создают возможность недопониманий.

То, что я подразумеваю под ними, уяснится, надеюсь, в ходе дальнейшего изложения. Но хотелось бы сразу прояснить две вещи. Во-первых, я использую эти термины только как описания, не имея в виду никакой особенной теории смены культурных типов. И во-вторых, я признаю, что такое различение неизбежно относительно, поскольку в действительности многие аспекты характерного для культуры стыда образа жизни присутствуют и в архаическом, и в классическом периодах.

Статьи по семиотике культуры и искусства С. О Лотмане Юрий Михайлович Лотман стал классиком при жизни. Во всяком случае, значительная часть интеллигенции, и не только научной, воспринимала его именно в таком качестве. Даже для тех, кто не был толком знаком с его идеями, само имя — Лотман — звучало многозначительно.

Не путать с: Виновность. Вина , чу вство вины , угрызе ния со вести — отрицательно Вина возникает из-за мук совести человека, а стыд — из-за публичного Тревога и страх могут непосредственно переходить в чувство вины. и регулятивные механизмы культуры //Социальная психология личности.

Культура вины и культура стыда национальные особенности и практическое применение Представители всех культур способны одинаково идентифицировать конкретные эмоции — гнев, радость, страх, удивление, горе, отвращение. Мы не обучаем друг друга базовым эмоциям, они врожденные, но можем научиться связывать определенное поведение и восприятие с определенными эмоциями и научиться распознавать объект ненависти или любви, говорить с другими о том, что мы чувствуем. Уже сам факт, что разговор об эмоциях возможен, предполагает, что они имеют общечеловеческие корни.

Внешнее проявление эмоций существенным образом влияет на социальный климат. По этой причине во многих культурах были выработаны особые правила поведения на публике, регламентирующие эмоциональные реакции индивидов. Например, нормой американской городской культуры является улыбка. К сожалению, в России нормально находиться в публичных местах с угрюмым выражением лица и даже с гримасой раздражения, что не способствует созданию благоприятного климата в обществе.

Нравственные нормы системы представлений о правильном и неправильном поведении, поощряющая одни действия и запрещающая другие действуют во всех человеческих обществах, и в каждом обществе имеются мощные механизмы социального контроля за соблюдением принятых норм. Антропологи уже в середине в. Бенедикт продемонстрировала принципиальные различия в нравственных установках западных и восточных культур, назвав первые культурами вины, а вторые — культурами стыда.

Ребенка с детства приучают соотносить свои действия с реакцией окружающих.

Понятие «стыда» в японской культуре

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами. Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог.

«Стыд» проявляется также в форме страха перед общественным мнением и В отличие от японской культуры «стыда», в китайской традиционной.

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

И регулятивные механизмы культуры

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля над соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться. Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры.

Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Многие культурантропологи крайне негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. Триандис вообще считает, что в большинстве сравнительно-культурных исследований мы имеем дело с псевдо- подходом. Их авторы не могут освободиться от схем мышления своей культуры, а сконструированные ими категории вовсе не свободны от ее влияния.

Триандис приводит яркий пример псевдо-е сравнения из обыденной жизни: Перспективным сейчас и актуальными считаются исследования, выполненные в рамках этик-эмик-этик подходах. Так и в психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры методов и только затем сравнивать, используя подход.

Позднее понятие «культура стыда» использовалось по отношению . тат страха перед ожидающей внутренней болью, болью угрызений совести.

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания12 и бойкота: Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Но еще чаще наказание, как и в японских школах, было символическим: В Древней Греции уличенный в клевете должен был носить миртовый венок, а уличенный в трусости — три дня сидеть на площади в женском платье.

Михаил Лабковский про чувство вины и стыда

Published on

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!